Даунпайп в автомобиле – что это и для чего нужен?

Начать нашу статью хочется с определения слова «даунпайп». Дословный перевод с английского Downpipe – «водосточная труба». Поскольку речь идет об автомобильной сфере, даунпайп – это компонент системы выпуска отработавших газов, объединяющий турбину и другие детали выхлопной системы. Речь идет об одном из вариантов самостоятельного тюнинга автомобиля.

Очень часто при установке турбонаддува характеристик предусмотренного заводом-производителем глушителя автомобиля недостаточно. В таком случае и применяется даунпайп. Специалисты используют «трубу» подходящей формы, которая не лишь способствует повышению давления в турбине, но и отлично справляется с противодействием горячим выхлопным газам.

Конструктивные особенности

Фактически, даунпайп в автомобиле представляет собой элемент глушителя в виде трубы, через которую горячие газы с турбины быстрее выходят в выхлопную систему. Диаметр такой трубы увеличен, по сравнению со стандартным решением. Установка даунпайпа сопровождается удалением катализатора с выхлопной системы автомобиля. А это значит, что показатель вредных выбросов значительно возрастает.

В некоторых случаях с выхлопной системы также убирают резонатор, что ещё больше упрощает выхлопным газам выход от мотора и турбины. В процессе реализации такой идеи тюнинга обычно меняют и остальные элементы системы выпуска, устанавливая прямоток. Отметим также, что в конструкцию даунпайпа входит гофра, необходимая для глушения вибраций, передающихся на автомобильный кузов.

Для чего нужен даунпайп?

Избежать установки этого элемента можно, но в случае применения нестандартной турбины на двигателе без этой самой «трубы» просто не обойтись. Данный компонент также позволяет подключить к двигателю нештатное устройство (турбину). То есть даунпайп нужен в трёх случаях – увеличение мощности стандартной турбины, установка более мощной турбины или турбирование обычного двигателя.

Примеры использования

Для того чтобы упростить понимание данного вопроса мы решили рассмотреть простенький пример. У владельца одного из современных автомобилей LADA появилось непреодолимое желание оснастить двигатель своего «железного коня» турбонаддувом в виде турбины, крыльчатку которой вращают выхлопные газы. Её нужно каким-то образом установить, причем турбина должна занять место между выпускным коллектором двигателя и выхлопной системой авто. Компания «АвтоВАЗ» такой тюнинг пока делать не готова. Именно в таких случаях пригодится этот самый даунпайп. В России работают различные компании, занимающиеся этим видом тюнинга, они то и могут выполнить ваш заказ.

Ещё один вариант – увеличение мощности штатной турбины. На многих автомобилях с турбонаддувом доступна возможность увеличения размера выхлопных труб, которые соединены с входом и выходом турбины. К примеру, применение даунпайпа на старых Subaru WRX позволяет увеличить мощность двигателя на 40 л.с. Это далеко не единственный случай, поскольку отзывы пользователей и замеры специалистов очень часто подтверждают факт прироста мощности. Нередко показатель возрастает на 10-20 «лошадей», а такая прибавка производительности сразу ощущается.

Процесс производства и материалы

Для даунпайпа используются исключительно качественные материалы, отличающиеся высокими показателями прочности. Как правило, это жаростойкие и жаропрочные стали и сплавы. Готовых наборов для самостоятельного тюнинга практически нет в продаже, поэтому обычно всё изготавливается под заказ с учётом особенностей конкретного автомобиля.

Процедура установки

Во многих случаях реализация даунпайпа сопровождается установкой модернизированного выпускного коллектора (в народе – «паук»).

Последовательность действий:

  • установка нового коллектора вместо штатного;
  • установка турбины и её настройка (если нет штатной);
  • установка даунпайпа.