Особенность необслуживаемых аккумуляторных батарей заключается в немного другой конструкции. В таких аккумуляторах вы не сможете определить плотность электролита или добавить дистиллированную воду. Именно поэтому АКБ этой группы имеют такое название. Они не нуждаются в обслуживании, но как тогда их заряжать? Можно ли заряжать необслуживаемые автомобильные аккумуляторы? Вопрос актуален, так как сегодня большинство АКБ относятся именно к этой категории.
Зарядка необслуживаемого аккумулятора – это неизбежная процедура. АКБ в автомобиле необходим для запуска двигателя, её заряд пополняется генератором во время работы силового агрегата. Необслуживаемый автомобильный аккумулятор не придётся подзаряжать лишь в тех случаях, если все системы в авто работают исправно, нет утечек тока и машина активно используется.
Почему вообще возник вопрос о том, можно ли заряжать?
Мы выделим несколько основных отличий необслуживаемых АКБ, которые привели к появлению этого вопроса:
- Невозможно проверить плотность. Все привыкли работать с обслуживаемыми АКБ, в которых нужно лишь выкрутить пробки и воспользоваться ареометром.
- Невозможно контролировать кипение электролита. Обычно, когда начинает кипеть электролит в аккумуляторе, это считается признаком завершения процесса подзарядки. В необслуживаемом изделии невозможно заглянуть внутрь.
- Герметичный корпус. Это ещё одна причина для страха – во время кипения электролита пары могут разорвать аккумулятор в результате повышенного давления.
Наверное, вы также думали над этими вопросами. Поэтому мы научим вас, как правильно заряжать необслуживаемый автомобильный аккумулятор.
Зарядка необслуживаемой АКБ
В этом случае уже не получится заряжать до появления пузырьков в электролите. Необходимо понимать основные способы пополнения заряда:
- Зарядка постоянным напряжением. Этот метод подразумевает выбор стабильного напряжения. В зависимости от выбранной величины в начале процесса ток может достигать существенной силы и постепенно падать до нулевого значения. Как правило, напряжение источника составляет 14,6-15 В. Этот способ позволяет зарядить аккумулятор примерно на 90-95% от номинальной емкости. Его недостатком является существенный нагрев АКБ в начале заряда.
- Зарядка постоянным током. АКБ подключается к источнику постоянного тока. Если заряд длится 10 часов, необходимо использовать силу тока, равную 1/10 номинальной емкости аккумулятора (для АКБ на 60 А·ч – 6А). Если идет 20-часовой заряд, сила тока должна составить уже 1/20 емкости. Это позволяет полностью пополнить заряд батареи. Недостаток этого метода – обильное выделение газа и нагрев.
Принцип работы практически всех современных зарядных устройств базируется на использовании постоянного напряжения с автоматической коррекцией силы тока в процессе зарядки.
Сколько времени заряжать необслуживаемый аккумулятор
Сейчас будет идти речь об использовании старых зарядных устройств с возможностью ручной регулировки. Если у вас современная зарядка-автомат, эту часть статьи можете смело пропускать.
Для ответа на вопрос о длительности процедуры, необходимо установить уровень разряда АКБ. Известно, что напряжение полностью заряженной батареи составляет 12,7 Вольта. Если же аккумулятор разряжен, показатель равен 11,7 В (бывают случаи и похуже, но возьмем средний показатель). То есть, разница составляет около 1 Вольта.
Если напряжение на клеммах вашей необслуживаемой АКБ составляет 12,2 Вольта, путем нехитрых вычислений приходим к выводу, что аккумулятор разряжен наполовину (падение напряжения на 0,1В = потеря 10% емкости).
Емкость АКБ обычно составляет от 55 до 75 А·ч. Если в вашем авто установлена АКБ на 60 А·ч и её напряжение равно 12,2 В, это признак потери емкости примерно на 30 А·ч. Для пополнения заряда необходимо подать соответствующий ток. Не стоит подавать сразу 30А, так как аккумулятор придётся выбросить. Специалисты советуют заряжать АКБ силой тока 10% от емкости. Если 60 А·ч, то требуемая сила тока – 6А. Поскольку нам надо пополнить 30 А·ч, разделяем эту цифру на силу тока (6А) и получаем 5 часов. Именно столько должна длиться зарядка.
Современные зарядные устройства
Зарядка необслуживаемого аккумулятора автомобиля зарядным устройством – самый удобный и правильный вариант. Вам не нужно следить за силой тока, производить расчеты или менять напряжение. Современные зарядные устройства весьма умные, поэтому работают в автоматическом режиме. На протяжении первого времени они заряжают АКБ с большой силой тока, постепенно уменьшая её.
В конце процесса сила тока падает до минимального значения, поэтому необслуживаемый аккумулятор точно не закипит. Наиболее современные устройства вообще периодически отключаются, поддерживая АКБ в работоспособном состоянии и не перезаряжая её.
Чем грозит перезаряд батареи
Опять же, эта часть статьи актуальна только для тех водителей, которые пользуются старыми зарядными устройствами с необходимостью ручного выбора напряжения и силы тока. Если подзаряжать батарею слишком высоким током, начнётся процесс кипения электролита. Будет ли взрыв? Современные аккумуляторы оснащаются специальным защитным клапаном для сброса чрезмерно высокого давления. Он срабатывает в тех случаях, когда идёт слишком большой перезаряд.
Зарядка АКБ в домашних условиях
Производители всех аккумуляторов не рекомендуют пополнять заряд батареи дома. В случае с обслуживаемыми изделиями это понятно, поскольку они выделяют вредный газ, который также может привести к взрыву (при некоторых обстоятельствах).
Также читайте нашу статью о том, как не ошибиться при покупке новой АКБ. Необходимо просто уметь определять дату изготовления аккумулятора.
А в случае с необслуживаемым аккумулятором всё выглядит немного проще, поскольку электролит находится в герметичном корпусе. Конечно, при условии, что вы не будете перезаряжать АКБ. Но мы, всё же, не советуем пренебрегать советами разработчиков.